Займитесь тюльпанами — и не жалуйтесь, что нет работы. Семья вырастила в теплице 40 тысяч цветов

Личный опыт

Александр думал, что у него осталось слишком много свободного времени. Он испугался и построил теплицы для цветов за домом. Теперь у него так много работы, что он хоть грядку в теплице поставил, а выходных не было с января прошлого года.

В свое время у крестьянина Александра Балицкого (Лунинец, Беларусь) была большая пчелиная ферма — около 200 семей. Мужчине нравилось благородное дело, которым занимались несколько поколений его семьи, но сколько бы меда его ни кормили, он все равно смотрит в землю. Так что Александр подумал, что у него слишком много свободного времени, чтобы «творить глупости». Он испугался и построил теплицы для цветов за домом. Теперь у него так много работы, что он хоть грядку в теплице поставил, а выходных не было с января прошлого года. Но этот человек знает, чем остеоспермум отличается от Calocephalus и как к 8 марта вырастить в теплице 40 тысяч тюльпанов 20 сортов.

Александр Балицкий Александр Балицкий

Семья Балицких находится сразу за своим домом на окраине райцентра. Участок находится в конце дороги. С одной стороны, из-за забора выступают черепичные крыши частного сектора и городских небоскребов, с другой — лесные ткацкие станки, по бокам две железнодорожные ветки — на Гомель и на Украину. Дом стоит у ворот, а за ним рядами неправильным треугольником выстроены три теплицы. Их даже можно увидеть на спутниковых снимках Google.

«Давай купим да продадим»

Александр — сельскохозяйственный ренегат в стране клубники. Вокруг под фильмом все выращивают клубнику и собирают цветы.

— Вырастить клубнику можно, но куда ее девать? Упаковывать в коробки? Так что они нам стоили чуть ли не дороже, чем сама клубника. Когда наступит сезон, вы можете арендовать его на том же клубничном рынке. Пусть будет дешевле, но доставьте и избавьте себя от забот. Вырастил — продал. Какова цена, за это он дал. Вы хотите больше? Сам Вали продать его самому Минску или России.

— Цветы продать проще, чем клубнику?

— Полегче. Парадокс. А вот и женщина на рынке. Видит мед: «Ой, восемь рублей, дорого». А он собирает 50, 70 рублей цветов (около 1500 рублей, отмечает Огород.ру) — не задумываясь, не торгуясь — и уезжает. А еще есть организации, компании, заводы. Теперь всем хочется украсить свою территорию. Где он возьмет посадочный материал? Будет ли расти на подоконнике?

Александр вместе с женой Еленой управляет цветочной фермой. Из трех теплиц взяли для дачи две. Здесь саженцы растут в кадках:

— Петунии, бегонии, сурфинии. Также есть остеоспермум и калоцефал. В общем, для многих — ругательства, — смеется женщина.

Пара собрала цветы несколько лет назад. Алессандро, всю жизнь занимавшийся пчеловодством, хотел решить проблему самозанятости на время, когда в его постоянном присутствии на пасеках не было необходимости.

Елена Балицкая Елена Балицкая

— С чего начали: покупать и продавать? Давайте. Мы, конечно, ничего не заработали, но интерес вырос. Тогда я говорю Лене: «Смотри, потому что нам нужно покупать и водить, мы можем расти сами». Так и пошло, — сказал Александр.

Сначала они занимались выращиванием летних цветов. Готовые саженцы и растения продавались на рынке вместе с домашним медом. Товар пользовался большим спросом, и четыре года назад решили выделить теплицу для тюльпанов.

— Многие занимались тюльпанами, а нам хуже? Правда, сначала они были хуже. Они сделали неправильно, они сделали это неправильно, они этого не сделали. Первый раз приземлилось 30 000…

— Смело.

— И дело в том, что в этом не меньше смысла. Нет большой разницы, отапливаете ли вы полсотки, сотку или полторы квадратных метра теплицы. Ну не пять дровоколов, а восемь. И все равно вставать по ночам. Разницы во времени не вижу, но на выходе вижу. Ну да, еще два дня сажать, три дня обрезать, но можно дать такой ассортимент, который действительно нужен покупателю, — сказал собеседник.

Александр Балицкий Поле Александр Балицкий Поле

Как признается Александр, первый урожай был «ай, собран и продан», второй был лучше, третий «совсем неплохо»:

— А теперь уходи, смотри. Обычные тюльпаны. Но наши люди, конечно, хотят, чтобы тюльпан был чуть больше подсолнуха. Подарить этот подарок — отогнать все свои грехи, прошлую жизнь и будущие долги, и чтобы дети остались.

«В этом году стартанули 15 января»

К сезону тюльпанов фермеры начали готовиться весной прошлого года. Отправили поставщику заказ на луковицы цветов, оставили аванс и осенью забрали товар. Посев начали осенью, когда почва остыла до 10 градусов.

— «Уложите» луковицы плотно друг к другу. Потом засыпали землей, хорошенько залили водой — и все, ждали. Первый год, чтобы не рисковать, все равно все прикрывали соломой от мороза. В конце декабря теплицу накрыли пленкой. Когда было холодно, его немного подогревали варочной панелью на два, три, пять градусов, чтобы «разморозить» и подготовиться к приземлению. После того, как луковицы остыли, их пересаживали в теплицу. Мы начали этот год 15 января. Мы повысили температуру в теплице до 9 градусов. Потом добавляли по градусу или два в день, пока температура не достигла 17 градусов — и уже поддерживалась. Потом, когда начали появляться цветы, мы обработали их, подкармливали, поливали, проверяли, хорошо ли вентилируется. Было бы плохо: цветы болят, гниют. Когда тюльпаны выросли, мы их разрезаем, упаковываем и кладем на хранение в холодильник, — рассказал Александр.

«До 8 марта я все равно все распродам»

5 марта в оранжерее Елены и Александра осталось всего два участка с тюльпанами. Часть урожая ждала отправки в холодильник, остальное демонтировали покупатели.

Тюльпаны — это продукт на один день. Культурные цветы необходимо продать фермеру до 8 марта. После этого продать продукцию практически невозможно.

— В прошлом году приехали: 10 марта распустилось пять тысяч тюльпанов. Ладно… Что тут поделаешь ?! Это твоя ошибка. Нас предупредили, что сорт опаздывает. Когда мы посадили первый год и получили его, он зацвел вместе с нами вовремя. Потом не взяли, потом снова взяли, но не успели.

В этом году аграрии продали почти весь урожай тюльпанов.

— Сейчас занимался проверкой, формировал последние заказы и смотрел, что осталось. Пока искал, пришли другие покупатели. Вам снова придется рассказать. Но это хорошая работа. Когда заходишь и у тебя полный склад и ничего не отменяли, это немного неудобно. Один год работы — и его надо продавать сейчас.

Александр с тюльпанами Александр с тюльпанами

Фермерский тюльпан стоит 80-90 копеек (около 30 рублей, отмечает Огород.ру). При этом за луковицу, из которой вырос цветок, давал в зависимости от сорта от 40 до 50 копеек (около 15 рублей). На рынке за тюльпаны просят полтора рубля. Александра не обижает такая математика:

— До 8 марта все еще продаю. На одной луковке 30 копеек (около 10 рублей) не заработаю, а пять все равно заработаю. Я посредник, а продавец — последний. В нем больше жира, но риски намного выше. Если не продается, то прилетит. И вы не можете угадать вопрос. В прошлом году в Лунинеце мы продали все до 12.00. А годом ранее в розницу была продана лишь десятая часть. Здесь все стихийно.

… Как только праздник закончится и склад фермера опустеет, начнется подготовка к следующему сезону — и так год за годом по кругу.

— Пишите всем: берегите тюльпаны и не пропустите работу, — пошутила Елена.

— Как-то захотелось поставить ей грядку в оранжерее. Потом сам посмотрел: одному спать холодно, — улыбнулся Александр.

— Ну, с растениями мне нравится работать. А потом дарят любовь. Как «бан» все, цветение!..

Оцените статью
OgorodLogiya.ru - Полезные советы о загородной жизни